Фланцевые соединения воздуховодов вентиляции

Содержание:

Фланцевые соединения воздуховодов вентиляцииСистема воздуховодов – сборная конструкция, состоящая из различных деталей: прямых участков, фасонных частей, оборудования. Для того чтобы создать единую герметичную систему из отдельных элементов, необходимы дополнительные устройства для их совмещения. Многообразие элементов системы вентиляции, ее сложная пространственная организация, назначение и особенности транспортируемой среды определяют способы соединения воздуховодов друг с другом.

Среди наиболее распространённых способов соединения воздуховодов можно выделить:

  • Соединение на сварном фланце
  • Шинорейка
  • Сварное
  • Ниппельное соединение (ниппель, муфта)

Фланцевое соединение (фланцы стальные для воздуховодов)

Использование фланцев при монтаже воздуховодов (вентиляционных труб) является распространённой практикой. Фланец устанавливается на воздуховоде посредством сварки, друг с другом фланцы соединяемых элементов присоединяются с помощью крепежа. Болты туго затягиваются, а гайки располагаются одинаково: все с одной стороны фланца. Нормативные документы определяют способы крепления фланцев к воздуховоду: это может быть сварка с отбортовкой, точечная сварка или использование заклепок. При этом между стальными фланцами соединяемых воздуховодов размещают уплотнительные материалы. С перечнем разрешенных для использования в этих целях материалов можно ознакомиться в СНиП 3.05.01-85. Конечно, Использование сварных фланцев имеет ряд слабых мест: на изготовление уходит много металла; для установки нужен дополнительный крепеж; установка фланцев и монтаж воздуховодов – сложные и длительные процессы. Несмотря на это, в некоторых случаях фланцевое соединение является незаменимым, например, при монтаже сварных воздуховодов из холоднокатаной черной стали, воздуховодов класса плотности П, воздуховодов для систем аспирации и пневмотранспорта, дымоудаления и др.

Фланцевые соединения воздуховодов вентиляции

Фланцевые соединения воздуховодов вентиляции

Монтаж фланца на воздуховоде

Шина монтажная (еврошина)

Монтажная шина – это оцинкованный профиль специальной формы, напоминающей букву L. Ширина одной стороны изделия может быть 20 или 30 мм. Шинорейка совместно со специальным уголком используется для соединения прямоугольных воздуховодов и соответствующих фасонных частей и присоединяется к воздуховоду саморезами. Шина придает дополнительную жесткость и обеспечивает плотное соединение деталей вентиляции. Использование еврошины позволяет ускорить процесс сборки вентиляционной системы с высокой степенью герметичности.
На стыках шины используют уплотнительную ленту или герметик. На воздуховодах, размер меньшой сторон у которых превышает 500 мм, дополнительно устанавливают монтажные скобы.

Фланцевые соединения воздуховодов вентиляции

Сварное соединение

Сварка для соединения воздуховодов используется достаточно редко. Это способ требует больших трудозатрат и является непрактичным в большинстве случаев. Его применение оправдано в ситуациях, когда к плотности системы вентиляции предъявляют особо строгие требования. Примерами могут служить: вытяжка в помещениях с высокой влажностью воздуха; котельных; промывных машин; над пространствами электрических трансформаторов и проч.

Ниппельное соединение

Ниппельное соединение позволяет производить монтаж круглых воздуховодов максимально быстро. Существует два варианта ниппелей, используемых при монтаже вентканалов:

  • На ниппеле. Это внутренний ниппель, его диаметр чуть меньше диаметра воздуховода, вставляется внутрь воздуховода/детали вентсистемы.
  • На муфте. Это внешний ниппель его диаметр чуть больше, располагается поверх воздуховода/присоединительного патрубка фасонного элемента.

Фланцевые соединения воздуховодов вентиляции

Фланцевые соединения воздуховодов вентиляции

Муфта (ниппель наружный)

Простота монтажа, скорость работ и высокая надежность послужили причинами повсеместного распространения ниппельного соединения на круглых воздуховодах, если назначение, особенности и конструкция системы не определяют необходимость использования другого вида соединения. Ниппели могут быть и прямоугольного сечения, они используется гораздо реже. Стыки ниппеля и воздуховода покрывают лентой-герметиком, как правило, алюминиевой. Могут быть установлены ниппели и другие детали вентиляционной системы с уплотнителем, в таком случае монтажная лента не нужна.

Воздуховод – это сборная система коммуникаций, которая служит для естественной или принудительной вентиляции помещений. С их помощью решают задачи поддержания чистоты, влажности и комфортной температуры воздуха в бытовых, промышленных помещениях, в лечебных, детских учреждениях. Основой эффективного функционирования вентиляционных воздуховодов является их герметичность, которая зависит от качества монтажа и способов соединения воздуховодов между собой.

Фланцевые соединения воздуховодов вентиляции

Классификация воздуховодов

Выбор способа стыковки деталей воздуховодов между собой зависит от конструктивных особенностей системы, условий эксплуатации и параметров транспортируемых газов.

Обратите внимание! Количество стыков при монтаже готовой конструкции зависит от профессионализма проектировщика. Чем меньше стыковых соединений, тем надежнее и дешевле вся коммуникация.

Классификация воздуховодов проводится по нескольким параметрам.

Круглые и прямоугольные

Все воздуховоды можно разделить по геометрической конфигурации на прямоугольные и круглые. Круглые конструкции считаются более эффективными в работе, в них нет условий для образования вихревых потоков, они тише.

Фланцевые соединения воздуховодов вентиляции

Прямоугольные конструкции имеют свои преимущества при обустройстве вентиляции в жилых зданиях. Их пропускная способность достаточна для обеспечения качественной вентиляции, а прямоугольная форма позволяет спрятать трубы под отделкой.

Как частный случай, могут быть изготовлены воздуховоды треугольного сечения, шестигранники, восьмигранники. Такие системы монтируют по индивидуальным заказам, преследуя решение эстетических, дизайнерских задач. Практических особенностей эти конфигурации не имеют.

Жесткие и гибкие

Жесткие воздуховоды могут быть как прямоугольными, так и круглыми. Их изготавливают из оцинкованной стали, алюминия, полимеров. Гибкие конструкции всегда с круглым сечением. На практике монтируют воздуховоды, комбинируя участки жестких труб и гибких. Гибкие трубы удобны в местах разветвлений, нескольких поворотов, поскольку помогают сократить количество стыков.

Фланцевые соединения воздуховодов вентиляции

Гибкие трубы изготавливают из алюминия, ПВХ, химически инертной резины, текстиля. Для придания жесткости в гибкую трубу вставляется каркас из металлической проволоки. Поскольку гибкий воздуховод при эксплуатации издает много шума, то часто трубы выпускают с дополнительным шумопоглощающим покрытием.

Встроенные и внешние

По строительной конструкции воздуховодные коммуникации делят на встроенные и внешние. Внутренние (вентиляционные шахты) встраивают в стены или потолки помещений. Самый распространенный пример такого воздуховода – вентиляционная система в жилом доме. Здесь воздуховодные каналы вмонтированы в стены, в комнаты выходят только вентиляционные отверстия.

Обратите внимание! Для прочистки вентиляционных шахт должен быть предусмотрен доступ снизу.

Внешние коммуникации крепят к потолку и стенам (приставные, подвесные короба или трубы) по внешней стороне.

Читайте также:  Подставка под ножки дивана

Способы стыковки воздуховодов

Способы соединения деталей воздуховода можно разделить на сварные и фальцевые. Для сварного стыка необходима достаточная толщина стали или алюминия от 1,5 мм. Тонкостенные вентиляционные трубы соединяют, применяя фальцовку.

Фланцевые соединения воздуховодов вентиляции

Обратите внимание! Сварные соединения на оцинкованных трубах требуют высокопрофессиональной сварки. Прогоревший слой цинка на стыке в процессе эксплуатации конструкции будет очагом коррозии металла, что снизит долговечность коммуникаций.

Фальцевые соединения бывают нескольких конфигураций. Наиболее используемые:

  • на простом фальце;
  • на фальце с защелкой;
  • на фальце с отбортовкой;
  • на соединительной планке;
  • на поперечном фальце;
  • встык;
  • внахлестку;
  • угловые.

Обратите внимание! Прокатка фальцевого крепления грозит смещением соединяемых частей трубопровода относительно друг друга по направляющей оси.

Кроме сварных и фальцевых используют соединения:

  • на фланцах;
  • с помощью муфты или ниппеля;
  • в раструб;
  • при помощи шины;
  • на бандаже.

Фланцевые соединения

Трубы для вентиляционных систем (независимо от их конструкции и сечения) соединяют при помощи специально изготовленных фланцев. Детали крепят на трубы при помощи точечной сварки или сплошного сварного шва. Между собой фланцы соединяют креплениями: заклепками или болтами с гайками. В случае использования крепежных болтов их располагают все на одну сторону.

Фланцевые соединения воздуховодов вентиляции

Обратите внимание! Наиболее предпочтительно соединение фланцев заклепками, специально обработанными антикоррозийной защитой.

На практике, часто используют точечную сварку для соединения фланцев между собой. Это может грозить быстрой разгерметизацией системы из-за коррозии металла в будущем. Для придания дополнительной защиты сварному соединению, фланцы рекомендуется тщательно прокрашивать. Сварка считается быстрым и недорогим способом монтажа вентиляционных труб.

Для придания герметичности соединению на стальных фланцах между ними укладывают уплотнительную прокладку. Какие материалы разрешено использовать для герметизации стыков воздуховодов, официально изложено в СНиП 3.05.01-85.

Фланцевое соединение воздуховодов является универсальным, надежным способом. Однако изготовление дополнительных деталей обходится дорого, а процесс сборки является трудоемким. Такие соединения используют при монтаже плотных воздуховодов, с высоким уровнем требований.

Соединение воздуховодов муфтой или ниппелем

Не менее распространенный способ соединения труб вентиляционных коммуникаций – оформление стыка муфтой или ниппелем.

Муфта (или внешний ниппель) представляет собой дополнительный отрезок трубы, диаметр которого чуть превышает диаметр основного трубопровода. Муфтой закрывают место стыка, одевая ее на трубопровод. Для герметизации все стыки промазывают специальным составом (герметиком), который подбирают в зависимости от предстоящих условий эксплуатации. Есть муфты, которые идут в комплекте с уплотняющей прокладкой. При монтаже таких муфт герметиком не пользуются.

Ниппель представляет собой отрезок трубы, меньшего диаметра, чем основной трубопровод. Его вставляют на место стыка изнутри. Здесь для герметизации используют специальную алюминиевую ленту.

Фланцевые соединения воздуховодов вентиляции

Соединение воздуховодов между собой с использованием ниппеля получило большее распространение на круглых конструкциях. На прямоугольных сечениях их применяют реже.

Соединение в раструб

Данный тип соединения воздуховодов применяется только для труб с круглым сечением. Для осуществления соединения в раструб на одном конце трубы должен быть расширяющейся участок или вся конструкция должна иметь форму конуса. Трубы вставляют друг в друга, не закрепляя их дополнительно. Для герметизации используется уплотнительная прокладка либо пластичный герметик. Наибольшее распространение соединение в раструб получило при монтаже сэндвич-дымоходов и бытовой вытяжки на естественной тяге.

Обратите внимание! Соединение в раструб не обладает необходимой степенью надежности и герметичности, которая необходима для монтажа воздуховодов с агрессивными или высокотемпературными газами.

Еврошина

Для соединения деталей прямоугольных воздуховодов производят специальные шины. Эти детали похожи на соединительные фланцы для прямоугольных труб, которые разобраны на запчасти. Деталь представляет собой отрезок металлического оцинкованного профиля, который напоминает букву Г. Удлиненная сторона имеет размер от 20 до 30 мм. Шина идет в комплекте с уплотнителем и специальными уголками.

Обратите внимание! На углах соединения требуется дополнительная герметизация.

Шиной соединяют воздуховоды, которые используются для транспортировки не горячих, химически инертных воздушных масс.

Бандаж

Стыковка деталей воздуховода при помощи установки бандажа применяется на химических производствах. Это соединение высокой надежности. Однако использовать его для бытовых коммуникаций экономически невыгодно, поскольку изготовление самого бандажа процесс дорогостоящий.

Бандаж устанавливают поверх места стыковки трубопровода. Предварительно проводят отбортовку соединяемых торцов. Пространство бандажа заполняют герметизирующими материалами – теплоизоляционной или химически устойчивой мастикой.

Общие положения

1.1. В настоящем разделе рассматриваются следующие виды соединений стальных вентиляционных воздуховодов круглого и прямоугольного сечений: фланцевые, бандажные соединения воздуховодов круглого сечения и реечные соединения воздуховодов прямоугольного сечения.

Кроме указанных, инструкция распространяется на производство работ по герметизации специального вида соединений воздуховодов круглого сечения с помощью фиксирующих элементов и ленты «Герлен», а также на производство работ по герметизации воздуховодов, требующих повышенной степени плотности.

Примечание . Включение специальных видов соединений и дополнительных работ по повышению плотности воздуховодов в проектную документацию должно быть обосновано технико-экономическим расчетом.

1.2. Работы по монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, аспирации и пневмотранспорта следует начинать по окончании организационно-технической подготовки производства в соответствии с требованиями СНиП III-1-76, СНиП III-28-75 и СНиП III-4-80.

Внесены Всесоюзным научно-исследовательским институтом гидромеханизации, санитарно-технических и специальных строительных работ, ГПИ Проектпромвентиляция

Утверждены Минмонтажспецстроем СССР

"2" января 1985 г.

Срок введения в действие

1.3. Сортамент герметизирующих материалов должен соответствовать указанному в проектной документации. Замена сортамента допускается только по согласованию с организацией — разработчиком проекта.

Производство работ по герметизации фланцевых соединений круглых и прямоугольных воздуховодов

1.4. Наиболее широкое применение имеют круглые и прямоугольные фланцы СТД 201 и СТД 202, изготовляемые по ТУ 36-1508-75.

Круглые фланцы изготовляют диаметром 100-2000 мм, прямоугольные — 100х150-1600х2000 мм. Герметизация фланцевых соединений должна обеспечивать их плотность. Герметизирующие прокладочные материалы в зависимости от характеристики перемещаемой среды приведены в приложении 1 .

1.5. Прокладки между фланцами не должны выступать внутрь воздуховодов.

1.6. Прокладки из пористой резины, монолитной или асбестового картона изготовляют на месте монтажа или в мастерских, вырезая из листа кольцо или прямоугольник соответствующего размера. В прокладках пробивают отверстия для болтов и укладывают на плоскость фланца. Плоскость фланца должна быть ровной, без заусенцев и очищена от ржавчины.

1.7. Ленту ПМЖ-2 укладывают на плоскость фланца, а затем делают в ней проколы для болтов.

1.8. Прокладки из профилированной резиновой ленты укладывают на плоскость фланца и в ее тонкой части делают отверстия для болтов. При соединении круглых фланцев диаметром менее 200 мм необходимо вырезать сегменты для лучшего прилегания прокладки к плоскости фланца.

Читайте также:  Сколько варится сало в пакете

1.9. Для изготовления прокладок из асбестовых шнуровых материалов от шнура отрезают кусок необходимой длины (в зависимости от периметра фланца) и укладывают его на плоскость фланца. Болты пропускают через шнур так, чтобы нити шнура огибали болт с обеих сторон.

1.10. Болты во фланцевых соединениях необходимо затягивать до отказа. Затяжку болтов производить равномерно, затягивая одновременно болты, расположенные противоположно относительно оси воздуховода.

1.11. Гайки болтов необходимо располагать с одной стороны фланца. При установке болтов вертикально гайки предпочтительно располагать с нижней стороны соединения.

Производство работ по герметизации бандажных соединений круглых воздуховодов

1.12. Наиболее широкое применение для круглых воздуховодов имеют бандажи СТД 527А и СТД 134А, изготовляемые по ТУ 36-2050-77. Бандажи СТД 527А предназначены для соединения воздуховодов диаметром 100-180 мм включительно, бандажи СТД 134А — для воздуховодов диаметром 200-900 мм включительно. Бандажи изготовляют из стальной ленты 0,8 КП-М-НТЗ-С по ГОСТ 503-81 толщиной 0,8-1,5 мм и покрывают грунтовкой ГФ-021 по ГОСТ 25129-82. Продольные и спиральные фланцевые швы воздуховодов должны быть закреплены на торцах (в местах расположения бандажей) точечной сваркой.

1.13. Бандажи устанавливают на отбортовку соединяемых воздуховодов.

1.14. Бандажи не должны иметь искривлений, вмятин, поперечных и продольных трещин и других дефектов, снижающих их эксплуатационные качества.

1.15. Для обеспечения герметичности соединения бандажи с внутренней стороны заполняют герметизирующей мастикой «Бутэпрол».

1.16. Герметизирующая нетвердеющая мастика «Бутэпрол» выпускается промышленностью по ТУ-21-29-45-76 и представляет собой однородную массу, изготовляемую на основе бутилкаучука, этиленпропиленового каучука, наполнителей и пластификаторов. Мастика поставляется в упакованных в полиэтиленовую пленку брикетах массой 1,5-2 кг. Срок хранения — 1 год со дня изготовления.

1.17. При нанесении мастику необходимо нагреть для придания ей вязких свойств (до 50 °С). Нагрев герметика и заполнение им бандажа выполняют с помощью механизма СТД 449 (ТУ 36 2416-81).

1.18. Мастика сохраняет свои герметизирующие свойства при температуре от -50 до +70 °С.

1.19. Бандажи с предварительно нанесенной мастикой "Бутэпрол" должны быть использованы в срок, не превышающий 12 мес.

Расход мастики на одно бандажное соединение в зависимости от диаметра воздуховода приведен в приложении 2 .

Производство работ по герметизации реечных соединений воздуховодов прямоугольного сечения

1.20. Бесфланцевые соединения металлических воздуховодов прямоугольного сечения из унифицированных деталей, изготовляемых по ТУ 36-736-78 в соответствии с ВСН 353-75, выполняют с помощью шин и реек, изготовляемых по ТУ 36-2314-80.

Примечание. Реечные соединения участков воздуховодов прямоугольного сечения могут быть выполнены с применением реек других конструкций ( Z и С-образной формы), а также без шин. В последнем случае рейки устанавливают на отбортованные концы воздуховодов.

1.21. Шины и рейки изготовляются в заводских условиях и на монтажную площадку поставляются партиями по заданным размерам. Шины могут быть поставлены также установленными на воздуховодах и закрепленными любым способом (защелочное соединение, прихватка сваркой, соединение на заклепках или самонарезающих винтах и др.).

1.22. Для герметизации реечных соединений применяют профилированную резиновую прокладку Т-образной формы, изготовляемую из резины по ТУ 38-105259-71. Резиновую прокладку устанавливают в ручье шин (приложение 3 ,а).

1.23. Сборку участков воздуховодов в укрупненные блоки производят при предварительно установленных резиновых прокладках в ручье шин. Совмещение шин между собой и обеспечение соосности соединяемых воздуховодов выполняют с помощью оправки, вставляемой в отверстие монтажных угольников. Затем шины на одной из сторон стягивают фиксаторными клещами и на них на длину 10-15 мм надвигают рейку, после чего легкими ударами молотка через деревянную прокладку рейку забивают на всю длину. Соединительные рейки устанавливают сначала на вертикальных сторонах воздуховодов, а затем горизонтальных. При этом обеспечивается плотное прижатие резиновых прокладок между собой и герметичность соединения.

1.24. При установке реек на отбортованные концы воздуховодов профилированную резиновую прокладку устанавливают между торцами (приложение 3 ,б), после чего воздуховоды соединяют рейками, забиваемыми легкими ударами молотка.

1.25. При соединении прямоугольных воздуховодов с помощью Z -и С-образных реек (без применения резиновых прокладок) в целях герметизации стык снаружи должен быть промазан густотертой краской или разогретой до 50 °С мастикой «Бутэпрол» (приложение 3 ,в).

Масляные и алкидные густотертые краски (ГОСТ 695-77) выпускаются нескольких марок: МА-021, МА-025, ГФ-023 и ПФ-024. Краски готовы к употреблению и поступают разведенными олифой до требуемой консистенции. Перед употреблением их необходимо перемешать до образования однородной массы. Краска наносится и уплотняется шпателем. Время высыхания готовой краски не более 12 ч. Расход краски составляет 0,008-0,010 кг на 1 м 2 воздуховода.

1.26. Максимальная длина укрупненных блоков прямоугольных воздуховодов, монтируемых горизонтально и соединяемых на шинах и рейках, зависит от схемы расположения захватов и составляет 6-12 м. В случае применения специальных траверс длина блоков может быть увеличена до 15 м в зависимости от конструкции траверсы. Вертикальные воздуховоды монтируют укрупненными блоками в пределах 1-2 этажей здания.

Производство работ по герметизации специального вида соединения воздуховодов (с применением ленты «Герлен»)

1.27. В конструкциях бесфланцевых соединений воздуховодов с лентой «Герлен» прочность и жесткость стыков обеспечивается с помощью фиксирующих элементов, а плотность — с помощью герметизирующей ленты.

1.28. Фиксирующий элемент состоит из верхней и нижней планок, шпильки и гайки. К нижней планке приваривается шпилька. Металл воздуховодов помещается между нижней и верхней планками. При затягивании гайки иглоконусные выступы нижней пластины входят в отверстия верхней, прокалывая металл и осуществляя жесткое соединение воздуховодов. На воздуховоде по окружности устанавливаются три фиксатора под углом 120°. Чертеж конструкции иглоконусного фиксирующего элемента приведен в приложении 4 .

1.29. Указанными фиксирующими элементами могут быть соединены воздуховоды спирально-сварной и спирально-замковой конструкции диаметром до 30 мм с гладкими торцами.

Воздуховоды прямошовной конструкции с целью обеспечения их жесткости и формоустойчивости в процессе транспортировки и монтажа на расстоянии 60 мм от концов должны иметь двойной зиг.

1.30. Для уплотнения зазора, образуемого между концами воздуховодов, используется герметизирующая лента «Герлен», получаемая на основе невулканизированных бутилкаучуков. Ленту «Герлен» промышленность выпускает по ТУ 400-1-165-79. При изготовлении герметизирующую ленту закатывают вместе с прокладочным материалом (силиконизированной бумагой) в рулоны на картонные втулки.

Читайте также:  Отвердитель для эпоксидного грунта

1.31. Выпускается две разновидности герметизирующей ленты «Герлен»: недублированная (типа «Герлен») и дублированная нетканным материалом (типа «Герлен-Д»). Для выполнения рекомендуемых соединений следует использовать ленту «Герлен-Д».

Герметизирующая лента выпускается следующих размеров: длина 12 м, ширина 80, 100, 120 и 200 мм; толщина 3 мм.

1.32. Рекомендуется применять следующую ширину полосы ленты для соединения воздуховодов: 80 мм — при диаметре до 400 мм, 100-120 мм — диаметром свыше 400 мм.

1.33. При использовании герметизирующей ленты «Герлен-Д» температура транспортируемого воздуха не должна превышать +40 °С (кратковременно разрешается до +60 °С) и не должна быть ниже -30 °С.

1.34. При использовании герметизирующей ленты «Герлен» необходима предварительная очистка поверхности воздуховода от загрязнений, пыли и ржавчины. Для этого используют металлические и волосяные щетки и ветошь. Герметизируемая поверхность должна быть сухой.

1.35. Прочное сцепление ленты «Герлен» с металлом обеспечивается при положительной температуре (оптимальная температура от 9 до 25 °С) и относительной влажности 50-70 %.

1.36. При нанесении герметика на сильно нагретые поверхности (при работе на солнце и т.п.) требуемая адгезия может быть не обеспечена из-за возможной вулканизации герметика со стороны поверхности.

1.37. При наклеивании ленты рекомендуется соблюдать следующие технологические приемы. Край ленты освобождают от защитной силиконизированной бумаги на длину 20-30 мм, ленту приклеивают в месте стыка внахлест со свободным краем.

При наклеивании ленту запрещается вытягивать. Наклеивать и прикатывать ленту (вручную или резиновым валиком от центра к краям в поперечном направлении) следует так, чтобы поверхность ленты была ровной, без складок, вздутий и воздушных пузырей. Лента должна быть плотно и без пропусков приклеена на все неровности.

1.38. При работе по герметизации стыков лентой «Герлен» необходимо осуществлять пооперационную проверку:

соответствия времени применения герметизирующей ленты ее жизнеспособности;

качества подготовки поверхности (степень ее очистки);

качества приклеивания ленты.

1.39. Крепление подвесок и растяжек непосредственно к фиксирующим элементам не допускается.

1.40. При соединении воздуховодов с помощью ленты «Герлен» производят следующие работы:

размечают места установки фиксирующих элементов;

соблюдая соосность собираемых воздуховодов, устанавливают фиксирующие элементы и жестко закрепляют их с помощью монтажных болтов;

производят уплотнение стыка путем наклеивания герметизирующей ленты;

устанавливают хомуты и другие средства крепления воздуховодов.

Производство работ по герметизации воздуховодов, требующих повышенной степени плотности

1.41. Степень неплотностей в воздуховодах и других элементах вентиляционных систем определяется по величине подсоса или утечки воздуха, выявляемой при предпусковых испытаниях. Допустимая величина подсоса или утечки воздуха зависит от протяженности вентиляционной сети, производительности вентилятора и регламентируется СНиП III-28-75.

1.42. Монтаж вентиляционных систем, требующих повышенной степени плотности и выполняемый в зданиях специального назначения (уникальные здания и сооружения, здания и помещения, предназначенные для работ с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, здания, в которых производятся, хранятся или применяются пожароопасные или взрывчатые вещества и другие), должен производиться по особым указаниям проекта, определяющим способы герметизации соединений и швов воздуховодов. Уплотнение соединений воздуховодов (фланцевых, бандажных, реечных и др.) должно выполняться в строгом соответствии с проектом и указаниями настоящей инструкции.

1.43. При монтаже фланцевых соединений особое внимание должно быть обращено на качество плоскости фланцев (отсутствие выступов, выпуклостей, выбоин, заусенцев, ржавчины), соответствие проекту качества уплотнительных и прокладочных материалов и изделий. Плоскость фланцевого соединения должна быть строго перпендикулярна оси воздуховода.

1.44. При монтаже бандажных соединений особое внимание необходимо обращать на равномерность отбортовки торца воздуховода или зигов, полноту заполнения внутренней полости бандажа уплотнительным материалом и степень затяжки бандажа. Отбортовка и бандаж не должны иметь деформаций, превышающих допускаемые нормы; бандаж должен плотно обхватывать воздуховод.

1.45. При сборке реечных соединений шины и рейки не должны иметь деформаций, превышающих допускаемые нормы; шины должны быть плотно укреплены на воздуховодах (отсутствие сквозных зазоров), а рейки — плотно обхватывать шины или отбортовку. Профилированная резиновая прокладка должна плотно входить в ручей шины; высота выступающей части прокладки в торце воздуховода должна быть одинаковой по всему периметру соединения.

1.46. При сборке специального вида соединения (с герметизирующей лентой «Герлен») необходимо особенно тщательно очистить поверхность воздуховодов, на которую накладывается лента, от ржавчины и масляных пятен. Это обеспечивает высокую плотность прилегания мастичного состава к металлу.

1.47. Значительные утечки и подсосы воздуха возможны через сквозные зазоры в соединениях воздуховодов, монтируемых без применения прокладочных и уплотнительных материалов, в телескопических соединениях круглых воздуховодов на заклепках или самонарезающих шурупах, планочных или планочно-реечных соединениях прямоугольных воздуховодов, а также через неплотности швов воздуховодов (фальцевых, замковых, сварных). Для герметизации указанных зазоров и неплотностей путем наружной промазки рекомендуются один из следующих составов: герметизирующая паста УН-01, полиуретановые клеи «Стык-3-8» или «КИП-Д», мастика «Бутэпрол». Характеристика герметизирующих составов приведена в приложении 5 .

1.50. Полиуретановый клей «КИП-Д» выпускается промышленностью по ТУ 6-01-1010-78, фасуется в герметичные оцинкованные фляги по ГОСТ 5799-78. Разгерметизированный клей должен быть использован в течение 6 ч. Для ускорения отверждения клея в него может быть введен катализатор УП-606/2 по ТУ 6-09-4135-75 в количестве 0,5 % по массе; жизнеспособность клея с добавкой катализатора составляет 1,5 ч.

1.51. Паста УН-01, клей «Стык-3-8» или «КИП-Д», так же как мастика «Бутэпрол» (см. пп. 1.48 и 1.49 настоящей инструкции), наносятся на металлическую поверхность шпателем. Для придания вязких свойств герметизирующие составы необходимо нагреть до температуры 40-50 °С. Перед нанесением герметиков металлические поверхности должны быть тщательно очищены от ржавчины, окалины, пыли, жировых и других загрязнений.

Контроль качества работ по герметизации воздуховодов

1.52. Проверка качества работ по герметизации соединений воздуховодов включает в себя пооперационный контроль: качества изготовления соединительных частей (фланцев, бандажей, реек и т.п.), соблюдения соосности и параллельности торцов соединяемых частей, правильности укладки уплотнительных материалов, равномерности затяжки болтов, соответствия сортамента и качества применяемых герметизирующих материалов, срока их годности, качества подготовки металлических поверхностей к нанесению уплотнительных материалов и др.

Очистка поверхности металла перед герметизацией