Темп изменения потребления воды

Темп изменения потребления воды

Одной из наиболее важных отраслей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является водоснабжение, так как от качества потребляемой воды напрямую зависит здоровье населения страны.

Водоснабжение – комплекс организационно-технических мероприятий для обеспечения потребителей водой из поверхностных или подземных источников. Совокупность инженерно-технических сооружений, используемых для поставки питьевой воды (либо воды требуемого качества для использования в промышленности) от источника водоснабжения до потребителя через систему наружных и внутренних коммуникаций, называется водопроводом [1].

Предприятия, работающие в сфере водоснабжения и водоотведения, характеризуются следующими общими признаками:

– сложная инженерная инфраструктура (сети водопровода, канализации);

– непрерывность процесса производства;

– невозможность потребителей отказаться от получения данной услуги на значительный срок;

– невозможность компенсации недопроизводства одной отрасли за счет включения затрат в другие отрасли;

– тесная взаимосвязь производственных процессов от местных условий.

Рассматривая полученные теоретические данные, необходимо отметить, что качество жизни населения напрямую зависит от качества поставляемых ресурсов организациями коммунального комплекса. Однако в России состояние основных фондов водоснабжающих организаций можно считать удовлетворительным.

Таким образом, в России в 2015 г. около 45 % сетей нуждаются в замене. Во Владимирской области ситуация складывается худшим образом, на данной территории необходимо заменить более половины оборудования водоснабжения [3].

Темп изменения потребления воды

Соотношение общего количества водопроводных сетей и сетей, нуждающихся в замене

Чаще всего организации эксплуатируют оборудование водопроводно-канализационного хозяйства, датированное 1975–1980 гг. выпуска, что ведет к низкому уровню качества питьевой воды, поставляемой потребителям. В соответствии с результатами федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды в субъектах Российской Федерации, доля источников и водопроводов, не отвечающих санитарным нормам и правилам, во Владимирской области составляет 24,53 %, тогда как в Ивановской области – 4,28 %, в Нижегородской – 7,36 % [4].

Также необходимо отметить, что использование оборудования с высокой степенью износа ведет к возникновению частых аварий. Устранение указанных неполадок требует от ресурсоснабжающей организации дополнительных затрат на ремонт, а также на заработную плату работников, что значительным образом влияет на ее финансовое состояние и лишает организацию возможности развиваться и реновировать оборудование постепенно.

Основным выводом, исходя из представленных данных, является то, что организациям, осуществляющим водоснабжение населения, необходимо осуществлять масштабное обновление оборудования. Однако большинство ресурсоснабжающих организаций Владимирской области находятся на грани банкротства, таким образом, капитальный ремонт или замену оборудования они могут осуществить только путем включения данных затрат в тариф для потребителей их услуг.

Устанавливаются тарифы органами государственной власти субъектов Российской Федерации и согласовываются местными органами самоуправления в определенном законом порядке, при этом рост тарифов на питьевую воду и водоотведение в среднем по субъекту не должен превышать установленных предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях. Указанные индексы устанавливаются ежегодно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), однако могут быть повышены после согласования на муниципальном уровне [2].

Рассмотрим основную методику расчета тарифов на холодную воду. Стоит отметить, что, оплачивая подачу холодной воды, потребитель платит не только за саму воду, но и за организацию ее подачи.

В стоимость воды могут входить:

1) расходы на энергоресурсы;

2) затраты на приобретение материалов для очистки воды, которые требуются для соответствия воды нормам СанПиН;

3) затраты на проведение лабораторных исследований качества воды;

4) оплата труда сотрудников организации, включая отчисления на социальные нужды;

5) аренда необходимого оборудования для оказания регулируемой услуги;

6) расходы на содержание оборудования, проведение текущего и капитального ремонта;

7) налоговые платежи (такие как налог на прибыль или налог по УСНО, водный налог, налог на имущество организации и др.);

8) прочие расходы, например затраты на оформление лицензий и разрешений, утилизацию отходов, экологию и прочее.

Все затраты считаются строго в соответствии с установленными законом нормами для каждой ресурсоснабжающей организации в соответствии с ее индивидуальными особенностями. При этом тарифы в разных муниципальных образованиях одного региона могут отличаться. Это происходит по той причине, что в каждом муниципальном образовании есть своя ресурсоснабжающая организация. Каждая такая организация отличается от других размером и качеством эксплуатируемого имущества, а также условиями, в которых она осуществляет свою деятельность. Чем сложнее условия и обширнее имущественный комплекс для оказания услуг холодного водоснабжения, тем больше затрат будет заложено в тариф.

При установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы [5]:

а) метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Указанный метод используется для новых организаций. В соответствии с данным методом анализируются экономически обоснованные расходы (затраты), необходимые для реализации производственных программ (при наличии – инвестиционных программ);

б) метод доходности инвестированного капитала.

В ходе установления тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение дохода, равного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется в аналогичных условиях.

в) метод индексации;

Данным методом расчет осуществляется на долгосрочный период в течение трех лет для новой организации. Расчет производится с учетом изменения цен на материалы, работы и услуги, которые были использованы на предыдущий год регулируемого периода;

г) метод сравнения аналогов.

В ходе установления тарифов указанным методом производится анализ деятельности различных организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сопоставимых условиях.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э были утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Именно этими указаниями руководствуются органы регулирования при расчете тарифов для ресурсоснабжающих организаций.

Общая формула расчета тарифа согласно методике имеет следующий вид:

Темп изменения потребления воды

где Ti – тариф, устанавливаемый для ресурсоснабжающей организации на i-ый год (руб./куб. м);

HBBi – необходимая валовая выручка регулируемой организации, включающая все затраты, относящиеся на регулируемый вид деятельности (руб.);

Qi – объем реализации воды (принимаемых сточных вод) потребителям ресурсоснабжающей организации (куб. м).

Для того, чтобы рассчитать затраты организации, понесенные ей для осуществления регулируемой деятельности, используется такой показатель, как необходимая валовая выручка, которая включает все затраты организации за указанный период. При имеющихся фактических данных о работе предприятия в предыдущие годы данный показатель может быть рассчитан по следующей формуле:

где ОРi ф – операционные расходы, определенные на i-й год исходя из фактических значений параметров расчета (указанные расходы не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования);

НРiф – неподконтрольные расходы в i-м году, фактически понесенные регулируемой организацией и документально подтвержденные материалами, представленными в соответствующем тарифном деле. К ним относятся расходы, которые связаны с изменениями требований в законодательстве, корректировкой состава активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности а также иные расходы, на которые организация не может повлиять;

ПРi ф – фактическая прибыль, определяемая на i-й год с применением фактической ставки налога на прибыль в i-м году;

Читайте также:  Как сделать флейту из пвх трубы

ΔРезi ф – величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до начала очередного долгосрочного периода регулирования, в том числе до перехода к определению тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, определяемая на i-й год;

РЭi ф – расходы на приобретение энергетических ресурсов, а также холодной воды в рассматриваемом году, определенные исходя из фактических значений объема потребленных энергоресурсов, а также цены на них;

ΔИi – величина отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы, тыс. руб.;

ΔЦПi – степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, тыс. руб.

ΔДГОi – корректировка, связанная с изменением доходности долгосрочных государственных обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при установлении регулируемых тарифов в предыдущем регулируемом году, тыс. руб.;

В целях расчета НВВiф за 1-й и 2-й год долгосрочного периода регулирования при расчете показателей, ΔНРi ф , ΔИi, ΔЦПi, ΔДГОi учитываются результаты деятельности регулируемой организации соответственно в предпоследнем и последнем годах предшествующего долгосрочного периода регулирования в соответствии с фактическими данными, представленными организациями.

Вторым наиболее важным показателем при расчете тарифа является объем реализации услуги, так как его снижение напрямую влияет на рост тарифов. Расчет объема реализации услуг осуществляется по следующим формулам:

Темп изменения потребления воды(3)

где Qi – объем реализации воды, отпускаемой потребителям (планируемой к отпуску) в году i (тыс. куб. м);

Qi нп – расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году i, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить) (тыс. куб. м). Указанная величина может принимать в том числе отрицательные значения;

ΔQi н – планируемое в регулируемом году изменение объема реализации воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предыдущему регулируемому году, связанное с изменением нормативов потребления воды (тыс. куб. м). Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

ti – темп изменения реализации воды. В случае, если отсутствуют данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы, указанный показатель рассчитывается без учета отсутствующих данных. Темп изменения потребления воды не должен превышать 5 % в год.

Авторы предлагают усовершенствовать и дополнить формулу расчета необходимой валовой выручки (1), так как она не охватывает всех аспектов деятельности предприятия.

где Аi ф – амортизация,

НПi ф – нормативная прибыль,

ППi ф – расчетная предпринимательская прибыль (для гарантирующей организации),

ВДi ф – недополученные или излишне полученные доходы организации.

Предлагаемая формула(4) является более простой и ёмкой. В нее добавлены такие факторы, как амортизация, нормативная прибыль, предпринимательская прибыль (для гарантирующей организации), недополученные или излишне полученные доходы организации.

Использование формулы (4) позволит сделать расчет расходов регулируемых организаций экономически обоснованным, также позволит регулирующему органу включать в необходимую валовую выручку все затраты, которые необходимы предприятиям для успешного функционирования.

Любой ресурсоснабжающей организации для того, чтобы оказывать качественную услугу потребителям, необходим определенный уровень затрат, заложенный в тариф. При недостаточном включении расходов предприятия в необходимую валовую выручку возникает необходимость экономии и отсутствует возможность реконструкции и модернизации основных фондов, то есть водопроводных сетей. Однако органу регулирования при установлении тарифов стоит соблюдать баланс интересов потребителей и продавцов, так как завышение тарифов может негативно сказаться на потребителях. Таким образом, качество подаваемой воды может быть улучшено при выверенном подходе к ценообразованию на услуги водоснабжающих предприятий.

О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между АО «Газпромнефть-Омский нефтеперерабатывающий завод» и Региональной энергетической комиссией Омской области

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, а также на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено заявление (исх. от 22.01.2018 № 05/1470, вх. от 23.01.2018 № 9938/18) о разногласиях между АО «Газпромнефть-Омский нефтеперерабатывающий завод» (далее – Заявитель, регулируемая организация, АО «Газпромнефть-ОНПЗ») и Региональной энергетической комиссией Омской области (далее – Респондент, РЭК, орган регулирования) по приказу РЭК от 05.12.2017 № 370/74 и установлено следующее.

В поданном заявлении АО «Газпромнефть-ОНПЗ» считает, что РЭК нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов на водоотведение для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2018 год, мотивируя позицию, изложенную в поданном заявлении, следующим:

1) при расчете методом индексации РЭК некорректно произвел корректировку необходимой валовой выручки, в связи с чем, разногласия составляют 1 969,23 тыс. руб. по водоотведению (хозяйственно-бытовые стоки);

2) орган регулирования некорректно произвёл расчёт объемов отпуска услуг, которые, по расчетам Заявителя, должны составить по водоотведению (хозяйственно-бытовые стоки) 650,98 тыс. куб. м.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746).

При рассмотрении ФАС России материалов, представленных со стороны Заявителя и органа регулирования, выявлено следующее: для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» РЭК приказами утверждены долгосрочные тарифы методом индексации на водоснабжение и водоотведение на период 2016-2018 гг.

1. Корректировка необходимой валовой выручки.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» заявляет о несогласии с проведенной РЭК корректировкой необходимой валовой выручки (далее – НВВ) 2018 года.

Так, орган регулирования установил скорректированную необходимую валовую выручку на 2018 год по водоотведению (хозяйственно-бытовые стоки) в размере 38 960,24 тыс. руб., при заявленной регулируемой организацией в ФАС России в размере 40 929,47 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой (32) Методический указаний № 1746 корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 1746 и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» – «д» пункта 73 Основ ценообразования № 406, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования № 406.

Читайте также:  Как красиво повесить занавески на окнах

Согласно пункту 90 Методических указаний № 1746 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Формула (32) Методических указаний подразумевает расчет скорректированной необходимой валовой выручки на 2018 год для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» исходя из раздела IX Основ ценообразования № 406 и раздела VII Методических указаний № 1746.

Орган регулирования при корректировки необходимой валовой выручки учитывает результаты деятельности регулируемой организации в части неподконтрольных расходов при расчете корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, по формуле (33) Методических указаний № 1746 и при расчете корректировки необходимой валовой выручки по формуле (32) Методических указаний № 1746, тем самым два раза корректирует результаты деятельности регулируемой организации в части неподконтрольных расходов.

ФАС России в соответствии с разделом IX Основ ценообразования № 406 и разделом VII Методических указаний № 1746 произведен собственный расчет корректировки НВВ АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2018 год, по результатам которого НВВ составила по водоотведению (хозяйственно-бытовые стоки) – 39 814,41 тыс. руб.

2. В части объемов отпуска услуг водоотведения.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» заявляет об учете объемов приема сточных вод по водоотведению (хозяйственно-бытовые стоки) – 650,98 тыс. куб. м., при установленных на уровне 672,79 тыс. куб. м.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 1746 расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1) , с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

Согласно формуле (1.1) Методических указаний № 1746 темп изменения (снижения) потребления воды. В случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.

Орган регулирования рассчитывает объемы отпуска услуг с использованием темпа изменения (снижения) потребления воды исходя из изменений объемов отпуска услуг, ограниченные 5 процентами в каждом году.

Вместе с тем, из формулы (1.1) Методических указаний №1746 следует, что темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается путем сложения изменений объемов отпуска услуг в течение 3 лет, в следствии чего ограничение в 5 процентов в год относится к общему значению темпа изменения (снижения) потребления воды.

ФАС России произведен собственный расчет объемов приема сточных вод по водоотведению (хозяйственно-бытовые стоки) на основании формул (1) и (1.1) Методических указаний № 1746 по результатам котором объем приема сточных вод составил меньший объем, чем было заявлено регулируемой организацией.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Газпромнефть-Омский нефтеперерабатывающий завод» и Региональной энергетической комиссией Омской области (исх. от 22.01.2018 № 05/1470, вх. от 23.01.2018 № 9938/18), на заседании Комиссии ФАС России,

п р и к а з ы в а ю:

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Омской области нарушившей раздел IX Основ ценообразования № 406, раздел VII Методических указаний № 1746 и пункт 5 Методических указаний № 1746 при установлении (корректировки) тарифа водоотведения для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2018 год.

2. Частично удовлетворить требования АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (исх. от 22.01.2018 № 05/1470, вх. от 23.01.2018 № 9938/18) и предписать Региональной энергетической комиссии Омской области пересмотреть тарифы на 2018, при этом:

1) установить размер необходимой валовой выручки АО «Газпромнефть-ОНПЗ» по водоотведению (хозяйственно-бытовые стоки) – 39 814,4 1 тыс. руб.;

2) установить объемы отпуска услуг (приема сточных вод) на 2018 год на заявленном АО «Газпромнефть-ОНПЗ» уровне по водоотведению (хозяйственно-бытовые стоки) — 650,98 тыс. куб. м.

3. Принять решения, указанные в пункте 2 настоящего приказа, в срок до 01.07.2018 г. (включительно), с учетом не превышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

4. В остальной части отказать в удовлетворении требований АО «Газпромнефть-Омский нефтеперерабатывающий завод» (исх. от 22.01.2018 №№ 05/1474, 05/1470, 05/1477 вх. от 23.01.2018 №№ 9947/18, 9938/18, 9941/18).

5. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования Омской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-3 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

— решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего приказа;

— протоколов заседаний правления Региональной энергетической комиссии Омской области, на которых принимались вышеуказанные решения;

6. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.

Одним из основных положений реформы ЖКХ является снижение издержек производства. В системах водоснабжения, где потери воды доходят до 200–300 % от необходимых расходов, это может быть достигнуто путем рационализации водопотребления.

В настоящее время работа водопровода оценивается по фактическому водопотреблению. Водопотребление в различных зданиях изменяется в очень широких пределах – от 140 до 450 л/чел в сутки [1, 2, 3]. Оно зависит от большого числа взаимосвязанных факторов: вида потребителя, санитарно-технического оборудования, числа потребителей, этажности застройки, давления в системе, схемы и уровня эксплуатации системы и т. д.

В связи с тем, что определить влияние отдельных факторов на водопотребление сложно, оно рассматривается как единое целое: оцениваются потребность в воде и потери. При таком подходе невозможно оценить действительное состояние системы, выявить ее резервы.

Резерв водопотребления – это теоретическая величина, определяемая как разность между фактическим и идеальным водопотреблением.

Для реализации резерва необходимо создать условия, близкие к идеальным в системе, что потребует значительных материальных затрат. В тоже время определение резерва крайне важно, так как позволяет выявить возможности экономии воды при воздействии на различные элементы системы и определить стратегию борьбы с потерями.

Для определения резерва хозяйственно-питьевого водопровода необходимо знать идеальное водопотребление, которое складывается из потребности человека в воде для санитарно-гигиенических процедур и жилищно-хозяйственных нужд.

Читайте также:  Генераторы низкой частоты своими руками

Хозяйственно-гигиеническая потребность в воде составляет согласно [4] 75,6 л/чел в сутки (табл.).

На хозяйственно-гигиеническую потребность человека влияют климатические и социальные факторы окружающей среды, в результате чего формируется социальная потребность.

Влияние климатических факторов (температуры, влажности воздуха, климатической зоны расположения объекта, инсоляции и т. д.) на хозяйственно-гигиеническую потребность в воде незначительно: оно составляет 3–7 % [5]. Увеличение водопотребления в южных районах страны [6] обусловлено использованием воды из хозяйственно питьевого водопровода на полив. Увеличение водопотребления за счет климатических факторов несущественно.

Социальные факторы (отношение к воде, режим жизни, социальное положение, образование, возраст человека, заселенность и благоустроенность квартир, цена на воду, наличие или отсутствие учета ее расхода и т. д.) могут изменить хозяйственно гигиеническую потребность в воде на 30–40 % [6].

Отношение потребителя к воде (этика водопотребления) может быть изменено в лучшую сторону посредством разъяснительной и воспитательной работы через органы массовой информации и по месту жительства. Без мер материального воздействия это может снизить количество потребляемой воды на 2–5 % [6]. Материальное воздействие на социальные факторы путем установки квартирных водосчетчиков и регулирования ценообразования на воду может дать изменение потребности в воде на 5–10 %, особенно в первые три года.

Хозяйственно-гигиеническая и социальная потребность в воде
ПроцедураПотребность, л/чел в сутки
Хозяйственно-
гигиеническая
Социальная
Питьевые нужды1,52,0
Приготовление пищи3,44,65
Мытье посуды8,710,7
Умывание, чистка зубов7,011,0
Душ, ванна15,726,6
Стирка13,619,2
Смывной бачок20,731,4
Уборка5,05,8
Итого:75,6111,3

Социальная потребность в воде человека, проживающего в современном благоустроенном здании, составляет согласно [7] 111 л/чел в сутки 1 (см. табл.).

Потребность в воде реализуется в процессе пользования водопроводом. При этом возникают потери воды (рис. 1), фактическое водопотребление значительно превышает потребность и доходит до 450 л/чел в сутки.

При вышеуказанной социальной потребности резерв водопровода составит 30–340 л/чел в сутки в зависимости от величины потерь, определяемых техническим состоянием системы.

Формирование водопотребления в жилом микрорайоне: 1 – ввод, 2 – водомерный узел, 3 – насосная установка, 4 – водопроводная сеть, 5 – смесительная арматура, 6 – поплавковый клапан, В1 – водонапорная линия, Т3 – горячая вода, Т4 – возвратная линия.

Потери воды (рис. 1) возникают из-за несовершенства конструкции водоразборной арматуры и избыточного давления перед ней (непроизводственные расходы), из-за нарушения герметичности арматуры и других элементов водопровода(утечка) 2 , сливов воды.

Утечки воды определяются уровнем эксплуатации: поддержанием заданных давлений в системе, регулярным осмотром и ремонтом арматуры и других элементов системы.

Для определения составляющих потерь проведено математическое моделирование на основании обобщения исследований МИСИ им. В. В. Куйбышева, ЦНИИЭП инженерного оборудования [3],НИИКВОВ АКХ, МосжилНИИпроекта.

Результаты, приведенные на рис. 2, показывают, что давление в сети имеет определяющее значение в формировании потерь. При давлении0,4 МПа (8-этажное здание) в начале эксплуатации системы полезное водопотребление составляет 58 %, непроизводительные расходы из-за несовершенства арматуры – 15 %, производительные расходы от избыточного давления –22 %, утечка – 5 % от общего водопотребления.

При увеличении давления до 0,6 МПа эти составляющие водопотребления равняются соответственно 55, 14, 21, 10 %.

С увеличением срока эксплуатации потери воды резко возрастают (см. кривые 2, 3, 4 на рис. 2).

Динамика изменения водопотребления в зависимости от давления и срока эксплуатации: 1, 3, 5 – соответственно первый, третий и пятый годы эксплуатации. Цифры на чертеже показывают процентное соотношение расхода воды в зависимости от причин, отмеченных на чертеже внизу.

Как видно на рис. 2, снизить их можно несколькими путями: снижением давления в системе путем совершенствования схем водопроводов, улучшением конструкции смесительной арматуры и поплавковых клапанов, повышением их надежности.

Первый путь наиболее приемлем при реконструкции водопроводов микрорайонов. Снижения давления добиваются установкой регуляторов давления после насосных установок, на вводах в здания, в квартирах, а также автоматизацией работы насосных установок, использованием нескольких групп насосов, работающих в различные часы суток, применением регулируемого привода на насосах, установкой регулирующих емкостей (водонапорных баков), диафрагм на подводках к смесителям.

Второй путь, связанный с использованием новой, более совершенной и водосберегающей арматуры, лучше использовать при новом строительстве и капитальном ремонте зданий. Он требует значительных затрат на организацию производства новых видов водоразборной арматуры.

В зависимости от этажности зданий рекомендуется реализовать следующие мероприятия по экономии воды: для зданий малой этажности придавлении на вводе, не превышающем нормативного, наиболее эффективным мероприятием является совершенствование водоразборной арматуры; для 8–9-этажных зданий при нормативном давлении на вводе наибольшего снижения водопотребления можно достичь при ликвидации утечек через водоразборную арматуру; для зданий большей этажности наибольший эффект дает совместное устранение утечек и применение схемных решений и технических мер, направленных на снижение давления на нижних этажах; при разноэтажной застройке в первую очередь необходимо снижение давления на вводах малоэтажных зданий.

Основным мероприятием по снижению величины водопотребления для всех вышеперечисленных вариантов является уменьшение избыточных давлений.

1 Эта величина требует уточнения на основе серьезных санитарно-гигиенических исследований.

2 В горячем водопроводе имеются дополнительные потери в виде сливов охлажденной воды, но в данной работе они не рассматриваются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Майзельс, М. П., Мордасов, М. А. Величина удельного водопотребления в жилых зданиях в зависимости от влияющих факторов [Текст] /М. П. Майзельс., М. А. Мордасов // Водопотребление и вопросы проектирования и эксплуатации систем коммунального водоснабжениия: сб. науч. тр. / ОНТИАКХ – М., 1978. – С. 63–65.

2. Шопенский, Л. А. Оценка норм водопотребления в удельный расход воды на хозяйственно-бытовые нужды в жилых зданиях [Текст]: сб. науч. тр. / Л. А. Шопенский // НИИСТ. – М., 1966. – № 21. – С. 12–13.

3. Шопенский, Л. А. Определение расчетных расходов в сетях водопроводов жилых и общественных зданий [Текст]: сб. науч. тр. /Л. А. Шопенский // НИИСТ. – М., 1969. – № 29. – С. 16–22.

4. Sheefer, R. Economic and water conservation // Water and SewageWorks, 1976. Vol. 126, №. 3. P. 24.

5. Kinnersley, D. Water use and consumption. Congress international desdestributions deau 13. Paris. General report 2, 1980. B. 1–10.

6. Camp, P. C. The analytic demand for residential water new findings //AWWA, 1978. №. 8, P. 453–458.

7. Мхитарян, М. Г. Факторы, определяющие полезное водопотребление в хозяйственно-питьевом водопроводе [Текст] / М. Г. Мхитарян //Водоснабжение и санитарная техника. – 1987. – Т. 11.