Требования к азс на предприятии

Правила, конструкция, эксплуатация

"В этой статье я рассмотрю отдельные аспекты
выбора, комплектации, установки,
эксплуатации и особенностей
контейнерных мобильных или мини АЗС"
Колесников М.В.

Что такое контейнерная или мобильная АЗС

В 2012 году автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС.

В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой, если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и в своде правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" от 1 июля 2014 г.

В настоящий момент на рынке много изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковые. К ним относят: контейнерные АЗС, мобильные АЗС, топливные модули, топливозаправочные модули и т.д. МЧС подразделяет и объединяет их как контейнерные АЗС (КАЗС), а именно: "Контейнерная автозаправочная станция — это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие". И хочу расшифровать эту классификацию: контейнерная АЗС не обязательно должна выглядеть как что-то находящееся в контейнере и одновременно называться контейнерной АЗС, главное — она должна быть единым заводским изделием. Контейнерная АЗС — это и открытый наземный резервуар со встроенным технологическим отсеком для ТРК, что в совокупности означает емкость для хранения топлива, и зашитый в контейнер резервуар, называющийся "топливный модуль" — все это контейнерные АЗС. Неважно, как они сконструированы и называются. Важно, чтобы они были как единое изделие.

Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому. Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть: зашиваться в "контейнер" или оставаться с открытым резервуаром (нормы это не регламентируют). Называть такую АЗС "Мини АЗС" не совсем корректно, потому что среди специалистов этой отрасли "Мини АЗС" называют обычную традиционную АЗС с одним заправочным островком и компактным навесом. Правильнее формулировать небольшие станции "Мини контейнерные АЗС", а название "Мини АЗС" оставим для традиционных компактных заправок.

Особенности конструкции

Одностенный или двустенный резервуар

В соответствии с правилами МЧС, утвержденными в РФ, возможность эксплуатации КАЗС с одностенным резервуаром очень ограничена. Такую АЗС можно эксплуатировать только вне населенного пункта, единичная емкость не должна превышать 10 м 3 . Под АЗС необходимо соорудить поддон, вмещающий объем возможного пролива всего топлива АЗС, что само по себе будет довольно дорого и снижает возможность мобильного переноса АЗС на другое место, так как потребуется сооружать новый поддон. Для спокойной и комфортной эксплуатации КАЗС альтернативы двустенному резервуару нет.

Оборудование

На КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа.

Если резервуар вместе с трубопроводами зашит в "контейнер", необходима автоматическая вентиляция с датчиками загазованности. Все вышеописанные особенности конструкции в первую очередь контролируются инспекторами МЧС. Есть и другие особенности, которые нужно выполнять изготовителям (они отражены в НПБ111-98), но не всегда на них обращают внимание представители контролирующих органов.

Следовательно, если Вы покупаете АЗС с одностенным резервуаром и только с одной колонкой — это не решает вопрос законной эксплуатации АЗС. Необходимо будет "прятаться" от инспекторов. С таким же успехом можно купить "старую" бочку и простую ТРК с меньшими затратами и получить тот же результат.

Объемы отсеков и самой КАЗС

Еще один важный момент — объемы камер. Максимальная вместимость одной камеры контейнерной АЗС, расположенной на территории населенного пункта, не должна превышать 10 м 3 и общая вместимость резервуара контейнерной АЗС не должна превышать 40 м 3 . Вне территории населенных пунктов — максимальная камера — 20 м 3 и общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 60 м 3 .

Таким образом, в населенном пункте КАЗС 40 м 3 должна быть разделена на четыре камеры, а вне населенного пункта на две камеры. КАЗС 40 м 3 одной камерой Вы сможете эксплуатировать, только умышленно отклоняясь от правил эксплуатации КАЗС и, соответственно, не воспользуетесь всеми преимуществами данного типа станции. Это изделие перейдет в другой тип АЗС согласно классификатора по НПБ 111-98, и ТРК уже должна быть вынесена за пределы контейнера хранения на расстояние, соответственно появится необходимость проектирования объекта.

Правила установки и контролирующие органы

С выводом в 2012 году АЗС из реестра опасных производственных объектов Ростехнадзором ситуация с установкой и эксплуатацией АЗС серьезно изменилась в лучшую сторону. Теперь, если Вы устанавливаете КАЗС для собственных нужд предприятия на своей территории и для ее установки нет капитального строительства, Вы не должны получать никаких лицензий и разрешений для эксплуатации станции. Требуется лишь выполнить нормы пожарной безопасности для АЗС.

Главная задача — установить АЗС в соответствии с НПБ 111-98:

  • выдержать расстояния до различных категорий объектов;
  • подготовить площадку с зоной въезда и выезда;
  • изготовить основание для АЗС (выполненное в виде дорожной плиты — фундамента, высотой не менее 0,2 м по отношению к прилегающей к ней площадке с размерами на 0,5 м больше габаритов самой станции во все стороны);
  • установить ограждение, препятствующее наезду на КАЗС автотранспорта;
  • назначить и обозначить ответственных и выполнить противопожарные мероприятия.

При выполнении вышеперечисленного не будет никаких сложностей с эксплуатацией КАЗС при плановой проверке Вашего предприятия пожарными инспекторами.

Читайте также:  Комплект сварочного оборудования valtec

Документация

Очень важный момент — это документация на КАЗС. Должен быть не только сертификат соответствия или декларация таможенного союза на АЗС, но и паспорт с инструкцией по эксплуатации. Для тех, кто будет устанавливать КАЗС на опасном производственном объекте, необходимо также согласовать установку с Ростехнадзором . Желательны экологический и санитарный сертификаты.

Главное — Вам необходима сертифицированная АЗС. По документам и сертификатам должна быть станция для раздачи, заправки топливом. Это должен быть не резервуар и остальные комплектующие по отдельности, а (как указано в НПБ 111-98) единое заводское изделие, т.е. именно автозаправочная станция.

Проблема здесь в том, что из-под контроля Ростехнадзора вывели только автозаправочные станции. Если Вы покупаете по документам резервуар, соответственно у Вас появляется склад горючего, который будет необходимо поставить на учет в Ростехнадзоре и получить лицензию на опасный производственный объект или изготовить проект, получить разрешение на строительство и ввести в эксплуатацию как традиционную АЗС или топливозаправочный пункт.

На рынке в настоящий момент есть модификации АЗС эконом комплектации, в которую входят одностенный резервуар и колонка. Сразу скажу – это не КАЗС. Спокойно и законно такую АЗС эксплуатировать не получится. Для работы нужно изделие, полностью соответствующее НПБ 111-98. Должна насторожить и низкая стоимость КАЗС. С бюджетом станции от 200 000 рублей до 400 000 рублей обеспечить соблюдение всех требований НПБ, невозможно.

Как выбрать поставщика АЗС

АЗС — серьезная покупка, рекомендую спросить поставщика, готовы ли они принять Вас у себя на производстве и когда (возможно, по ответу уже будет что-то понятно о продавце). Далее посетить 2-3 выбранных производителя, убедиться в наличии производственных площадей и посмотреть его готовую продукцию. Большая часть продавцов не являются непосредственными изготовителями, хотя об этом заявляют. Распознать это по телефону не всегда получится.

Автоматизация

В настоящий момент на КАЗС можно наладить полностью автоматизированный безоператорный дистанционный контроль за количеством топлива, его несанкционированным сливом и автоматической раздачей водителям по смарт картам или чип-ключам.

Это очень удобно, так как отпадает необходимость в приеме оператора, и информация по беспроводному каналу будет онлайн поступать к Вам в офис. Задавать лимиты топлива для водителей или для автомобиля возможно на день, неделю или месяц. Возможно также контролировать точные данные: кто и когда заправился, анализировать остатки топлива в резервуарах, видеть температуру, плотность топлива, количество подтоварной воды, количество топлива, поступившего с бензовоза в КАЗС.

АЗС с такими системами позволит свести к нулю хищение топлива со стороны персонала организации и недовоза топлива со стороны недобросовестных поставщиков нефтепродуктов. Системы автоматизации все примерно одинаковы по функционалу, отличаются только разными мелкими нюансами, производителем оборудования и стоимостью.

Что лучше: контейнерная АЗС или автотопливозаправщик

Основное преимущество автотопливозаправщика в том, что не нужно выполнять никаких норм по его размещению с соблюдением расстояний.

Упрощая, скажу: заправляйте, где хотите, и никто с проверкой не придет. Несомненный его минус — это то, что очень сложно наладить контроль над расходом топлива. Невозможно отслеживать остатки топлива через уровнемер. Есть много всяких отстойников и кранов снизу, через которые можно слить топливо водителю АТЗ.

В настоящее время появилась хорошая замена счетчиков ППО-25 и ППО-40, устанавливаемых на АТЗ, выводящая на новый уровень процесс автоматизации топливозаправщиков — автоматическая ТРК Benza BS на 12 или 24 вольта. ТРК устанавливается на место счетчика ППО и от штатного насоса автоцистерны по чип-ключам или смарт-картам выдает топливо, отправляя сведения через GSM канал на удаленный компьютер.

Есть и другие сложности с эксплуатацией бензовоза: надо согласовывать маршруты движения, проходить техосмотры, держать в штате водителя. Более того, новый топливозаправщик будет стоить дороже. Целесообразней использовать АТЗ на прицепе. Он дешевле, чем на автомобильном шасси, и опыт эксплуатации показывает, что оптимально покупать топливо с доставкой до места бензовозом продавца.

Несомненные плюсы КАЗС – это:

  • постоянный учет и контроль топлива благодаря применению различных автоматизированных систем;
  • отсутствие операторов.

В данной статье в сжатом виде отражена общая информация, необходимая для вводного ознакомления с отличительными особенностями контейнерных и мобильных АЗС, их комплектации, установки и эксплуатации. Надеюсь, что она поможет Вам допустить меньше ошибок при выборе и дальнейшей эксплуатации контейнерных автозаправочных станций.

С уважением,
Колесников М.В.
т.м. Benza

Наземные сооружения должны быть размещены на расстоянии не менее 10 м от края проезжей части дороги. Территория отделяется от проезжей части островком безопасности из расчёта размещения на нём транспортного барьера, тротуара.

На дорогах с 1-2 полосами движения в каждом направлении на подъездах к АЗС должны быть устроены: полоса накопления шириной равной основной полосе движения длиной до 50 метров и полоса выезда длиной 15 метров.

Противопожарные разрывы до прилегающих зданий, сооружений, открытых площадок, лесных массивов, а также между строениями и оборудованием на территории станций должны соответствовать требованиям государственных строительных норм.

Территория должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения в соответствие с нормами.

Запрещается проведение работ с применением открытого огня на расстоянии менее 20 м от территории АЗС. Курение разрешается только в специально отведенных местах.

Место расположения АЗС обозначается дорожным знаком «Автозаправочная станция».

При въезде на территорию должны быть установлены дорожные знаки:

«Ограничение максимальной скорости» — 5 км/час,

для АЗС, имеющих навес – «Движение транспортных средств, высота которых превышает. м, запрещено».

На выезде устанавливается знак «Въезд запрещен».

Направление движения к заправочным островкам определяется дорожной разметкой.

Схема организации движения, установка всех дорожных знаков предусматривается проектом и согласовывается с Госавтоинспекцией.

На территории и технологическом оборудовании устанавливаются знаки безопасности:

-запрещающие:

«Запрещается пользоваться открытым, огнем»;

«Вход (проход) запрещен»;

«Запрещается работать без заземления»;

-предупреждающие:

«Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества»;

«Осторожно! Опасность взрыва»;

«Осторожно! Электрическое напряжение»;

«Осторожно! Возможно падение»;

-предписывающие:

«Работать с применением средств защиты органов дыханиям;

«Работать в защитных очках»;

«Проход держать свободным»;

Читайте также:  Создаем украшения своими руками

-указательные:

«Пункт извещения о пожаре»;

«Пожарный водоем» или «Пожарный гидрант»,

таблички с указанием категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и класс взрывоопасных зон;

плакаты с обязанностями водителя при заправке автотранспорта,

знаки обозначающие: «Место высадки пассажиров», «Остановка мототранспорта за 15 м».

На территории могут быть размещены художественно оформленные витрины и рекламные плакаты.

На въезде и выезде с территории должны быть устроены пологие возвышения высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки для отвода загрязнённых нефтепродуктами атмосферных осадков в очистные сооружения.

Бетонные, асфальтовые и плиточные покрытия территории и подъездов не должны иметь дефектов.

Места заправки и слива нефтепродуктов должны быть освещены в ночное время.

Светильники, применяемые во взрывоопасных зонах класса 2, должны соответствовать уровню взрывозащиты.

АЗС должны быть оснащены системами наблюдения и оповещения чрезвычайных ситуаций:

• системой круглосуточного пожарного наблюдения,

• датчиками контроля уровня топлива в резервуарах и другим оборудованием.

АЗС должны быть обеспечены переносными газоанализаторами во взрывозащищенном исполнении.

На каждой топливораздаточной колонке должны быть нанесены её порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта.

На каждом резервуаре (на табличке при отсутствии смотровых колодцев) должны быть надписи с указанием:

• порядкового номера резервуара,

• базовой высоты (высотного трафарета),

• марки хранимого нефтепродукта,

• предельной высоты заполнения.

За пределами взрывоопасной зоны сливная площадка должна быть оборудована заземляющим устройством.

Информация и документация

Основная информация

В соответствии с «Правилами розничной торговли нефтепродуктами», утвержденными постановлением Кабинета министров Украины от 20.12.1997 года № 1442 (с изменениями и дополнениями) рекомендуется:

• на фасаде здания торгового помещения размещается вывеска с указанием названия субъекта хозяйственной деятельности;

• размещается информация о режиме работы; копия свидетельства о государственной регистрации; табличка с указанием фамилии, имени и отчества оператора; прейскурант цен на нефтепродукты;

• на видном и доступном для покупателей месте оборудуется утолок, в котором отражается информация: торговый патент (если предприятие не плательщик единого налога), информация для покупателей (адреса, телефоны органов, которые контролируют государственную защиту прав потребителей); порядок обмена товаров (выписка из Закона Украины «О защите прав потребителей»);

• с целью ознакомления покупателя, на информационном табло (стелле) указываются марки нефтепродуктов, розничная цена за литр, содержание серы в дизельном топливе, наличие дополнительного сервиса.

Допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами компании и т.д., не нарушающих условий безопасности эксплуатации.

Основная документация

На АЗС ведется документация в соответствии с требованиями нормативно-технических и правовых документов. Ведение документации определяется руководителем предприятия и возлагается на должное лицо, ответственное за эксплуатацию объекта.

Разрешительная (копии документов):

• Государственный акт на право пользования землей.

• Акт Госкомиссии на ввод в эксплуатацию.

• Разрешения на выбросы в атмосферу, сбор и хранение отходов.

• Разрешения Государственных органов на начало работ.

• Документы по идентификации потенциально опасных объектов.

Техническая:

Графики технического обслуживания и ремонта, поверки средств измерений (свидетельства о поверке), средств защиты, средств пожаротушения; зачистки резервуаров.

Паспорт АЗС. Паспорта на резервуары. Градуировочные таблицы на резервуары. Паспорта (формуляры), руководства по эксплуатации на топливо– газо– и маслораздаточные колонки. Паспорта технического и технологического оборудования, средств измерения, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т.д.

План занятий и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций.

• охране труда для работников по видам работ;

• эксплуатации очистных сооружений;

• оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Схемы: размещения технологического оборудования, трубопроводов; электрических сетей и электроустановок; инженерных сетей; очистных сооружений; средств пожаротушения.

Акты и протоколы: зачистки резервуаров и проверки на герметичность; измерения базовой высоты; измерения сопротивления заземляющих устройств, изоляции кабелей, молниеотводов; проверки ТРК на дозу отпуска; замеров концентрации вредных веществ в воздухе.

Учетная:

Сменный отчет. Товаро-транспортные накладные, акты приема нефтепродуктов. Утвержденный прейскурант цен на нефтепродукты и услуги, ценники на товары.

Паспорта (сертификаты) качества на нефтепродукты и другие товары.

Журналы и книги: учета расчетных операций; учета поступления нефтепродуктов; учета ремонта технического и технологического оборудования; осмотра и ремонта зданий и сооружений; приема и передачи смен; показаний суммарных счетчиков; проверки ТРК на точность отпуска; осмотра, обслуживания электроустановок; содержания средств защиты; осмотра и технического обслуживания очистных сооружений; посещения и осмотра должностными лицами.

Документы о регистрации регистраторов расчетных операций (контрольно-кассовых аппаратов) в налоговых органах.

Договор материальной ответственности с персоналом. Журналы выдачи инструкций; регистрации инструктажей по вопросам охраны труда и пожарной безопасности.

Журнал регистрации проверок государственными контролирующими органами.

Журнал учета работы автономной энергообеспечивающей установки (ДЭС).

Копии приказов о назначении ответственных за:эксплуатацию объекта, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение; состояние охраны труда, пожарной безопасности; охрану окружающей среды.

Все книги и журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью и скреплены печатью.

По решению руководства компании допускается ведение дополнительной документации по эксплуатации АЗС и учету товарно-материальных ценностей.

Требования к азс на предприятии

Предприятиям, имеющим дело с большим автопарком, ежедневно приходится решать проблему, каким топливом, где и как заправлять автомашины. Обычно предлагаются два варианта: заправляться на близлежащих АЗС или иметь собственную заправку на территории предприятия. Но и тот, и другой вариант имеет больше минусов, чем плюсов. Зависимость от других АЗС не позволяет оптимально решить вопросы заправки, тем более, что топливо на них дороже и возможные хищения никто не отменял. На своей заправке часть этих проблем решается — топливо дешевле, доступ к нему есть круглосуточно — но появляются другие: необходимость наличия обслуживающего персонала, содержания самого объекта и оборудования, ведения учета и все те же хищения. Но есть третий вариант, который кажется наиболее логичным и оптимальным. Все подробности в нашем интервью с директором компании «Волгаресурс» Юрием Федоровым.

Корреспондент NGE.RU:Здравствуйте, Юрий. Расскажите, какой вариант для авто-предприятий предлагает Ваша компания? Насколько я знаю, у Вас был разработан целый проект по автоматизации снабжения топливом различных компаний.

Юрий Федоров:Добрый день. Да, действительно, наша компания разработала проект автоматической мобильной топливозаправочной станции, который представляет собой банкомат для топлива, если можно так сказать, который включает в себя не только железо, но и нефтебазу, автотранспорт, процессинговый центр управления и непосредственно саму АМТЗС, где есть терминал самообслуживания.

Корреспондент NGE.RU:Скажите, каким же образом такая система позволит избежать вышеописанных проблем?

Юрий Федоров:Автоматизация позволяет значительно снизить трудозатраты, поскольку один оператор управляет примерно 10 объектами. Этот оператор является высококвалифицированным и высоко оплачиваемым сотрудником, в отличие от десятка непрофессиональных рабочих, которые обслуживали бы объекты в ручном режиме. То есть, как минимум на порядок снижаются затраты на расходы на персонал. Кроме того, не нужен контроль за этим персоналом. Отпадает необходимость отпусков, больничных, разговоров о всевозможных проблемах личного и производственного характера. Кроме того, клиент, получая розничный сервис, имеет оптовую цену, которая отличается от цен на стелах АЗС от 10 до 20% в зависимости от сезона.

Корреспондент NGE.RU: Немаловажный вопрос о качестве топлива. Кто гарантирует его качество и проводит контроль?

Юрий Федоров:На нашей нефтебазе, которая расположена в городе Серпухове, есть аккредитованная лаборатория, которая осуществляет входной и выходной контроль качества топлива. Напомню, что топливо мы получаем по прямым договорам от ВИНКов, в основном по биржевым сделкам. При отпуске топлива выдается паспорт на конкретную партию товара. Собственный автопарк, движение которого отслеживается программными средствами, позволяет исключить ухудшение качественных характеристик топлива. Прием топлива производится удаленным оператором, после чего АМТЗС пломбируется и доступ к топливу посторонним людям невозможен и выдача топлива осуществляется только через терминал, все операции которого имеют электронный след. Так же, как и слив топлива по количеству и качеству контролируется программными средствами.

Корреспондент NGE.RU: Один из самых сложных моментов — учет и управление операциями с топливом. Как это осуществляется в рамках предлагаемой системы? И как это помогает избавиться от хищений топлива?

Юрий Федоров:Управляет операциями с топливом удаленный оператор. Каждому водителю на каждую машину выдается индивидуальная лимитированная карта. Лимит может устанавливать как сам покупатель топлива, так и наш системный администратор. Каждая выдача топлива, как я уже выше сказал, имеет электронный след и мы это видим в режиме он-лайн. Утром следующего дня при передаче смены формируется сменный отчет, который направляется клиенту для осуществления оперативного контроля за расходованием топлива. Кроме того, возможна функция выдачи чека, который водителем прикрепляется к путевому листу. Самое главное в этой системе, что на уровне водитель–кладовщик хищения не возможны, так как физического доступа к топливу не имеет ни кладовщик, ни водитель. Доступ возможен через лимитированную топливную карту, все операции которой отслеживаются и фиксируются в сменном отчете.

Корреспондент NGE.RU: А в чем состоит выгода для предприятия при установке Вашей станции? Ведь это не бесплатное мероприятие.

Юрий Федоров:Мероприятие это практически бесплатное, потому что за аренду станции мы берем символическую плату в 1000 рублей. В обязанности клиента входит лишь подготовка основания для станции, это могут быть либо плиты, либо фундамент – дело вкуса, и проведение электрической мощности, не более 10 кв. Выгода состоит в том, что отсутствует персонал, который обслуживает АЗС. Все обслуживание производит наша компания, все зачистки и ремонты. Дело клиента лишь оплатить топливо, которое выдано по картам. Всю остальную работу выполняет наша компания. Кроме того, клиент имеет розничный сервис — тот же сервис, что на АЗС, но при оптовой цене топлива. А цена топлива, в зависимости от договора, может быть любой — это либо скидка от ближайшей АЗС, либо формульное образование от биржи, либо от Володарки.

Корреспондент NGE.RU: Предприятия часто работают на разных машинах, потребляющих разные виды топлива. Как можно решить этот вопрос с помощью АМТЗС?

Юрий Федоров:Обычно мы устанавливает разные АМТЗС для разного вида топлива, вот на пересечении МКАДа и Варшавки можно посмотреть наш комплекс, который состоит из 30 кубовой ёмкости для дизельного топлива, и 10 кубовой для 92 и 95 бензина. Но если место ограничено, то можно одну ёмкость сделать на 2-3 продукта. Все зависит от технического задания потребителя.

Требования к азс на предприятии
Корреспондент NGE.RU:Какие общие требования существуют к установке АМТЗС на территории предприятия?

Юрий Федоров:Требования минимальны: должно быть 25 метров от зданий и сооружений и прямо под АМТЗС не должен проходить водопровод. Если расстояние меньше 25 метров, это можно решить компенсирующими мероприятиями, постройкой стен и т.п. И это, в общем, все ограничения. Никакой разрешительной документации не нужно, так как это готовое мобильное изделие с паспортом Ростехнадзора. И если вдруг у нас кончился договор, демонтаж и эвакуация осуществляется не дорого и быстро.

Корреспондент NGE.RU:Какие предприятия уже воспользовались Вашей новой системой? Как Вы сами считаете, проект оправдал себя?

Юрий Федоров:Предела совершенству нет, поэтому пока он еще себя не оправдал. Мировой рынок мы еще пока не захватили, только в планах. Из предприятий, которые уже с нами работают, могу перечислить такие, как госпредприятия, например «Автомобильные дороги СВАО», и автотранспортные предприятия, такие как «Совинтеравтосервис» и горнодобывающие. Если коротко, то нашим потребителем является любое предприятие, имеющее автопарк и потребление топлива более 50 кубов в месяц. При таких показателях уже целесообразно ставить Автоматическую Топливозаправочную Станцию. Владельцам и директорам таких предприятий я предлагаю в виде эксперимента установить АМТЗС, и в течение двух месяцев человек наглядно увидит эффективность станции и для себя примет решение, нужна ему такая технология или нет. А еще проще съездить на проспект Мира или на Варшавку и посмотреть, как это выглядит в реальной жизни.